«За здоровьем в детский сад»

♦Описание опыта работы

♦Фотографии

♦Презентация опыта работы

♦Публикации в СМИ


Описание опыта работы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» г.Мичуринска Тамбовской области

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребёнок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать?
Федеральный государственный образовательный стандарт, современные образовательные программы, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Управление необходимо строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, дошкольного образовательного учреждения и образовательного социума, которое позволит своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья дошкольника.
Ведущая идея опыта: повышение эффективности здоровьеориентированной  деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения дошкольника. Работа по данному направлению ведется на протяжении пяти лет. Были определены цель, задачи, средства их реализации, механизмы управления.
Цель: создание эффективных условий для формирования и регулирования организационных взаимодействий  посредством совокупности способов, средств, делающих работу по здоровьесбережению целенаправленной, плановой, системной.
Задачи:
разработать наиболее оптимальную систему здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
♦ сохранить и укрепить здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности;
♦ создать развивающую среду;
♦ обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
♦ организовать взаимодействие педагогического коллектива, детей, семей;
♦ активизировать взаимодействие с социальными партнерами в вопросах формирования и развития интереса дошкольника к здоровому образу жизни, спорту высших достижений.
В основу опыта были положены следующие принципы: научности; активности и сознательности; комплексности и интегративности; адресованности и преемственности; оздоровительной направленности; результативности и гарантированности.

Для успешной реализации опыта были разработаны и реализованы:
система работы по сохранению и укреплению здоровья детей для всех возрастных групп;
♦ организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников;
♦ план-график физкультурно-оздоровительных мероприятий;
♦ создание развивающей среды;
♦ организация взаимодействия с родителями (законными представителями);
♦ организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
♦ организация взаимодействия с социальными партнерами;
♦ мониторинг здоровья, заболеваемости, физического развития дошкольников.

 Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей для всех возрастных групп.

    Система работы была построена по трем параметрам: формы, время проведения в режиме дня; методическое и технологическое обеспечение. Были использованы следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:
♦ остепатическая гимнастика/после сна в постелях каждый день/ «Техническая» простота применения при отсутствии дублирующего воздействия;
♦ фитбол/один раз в неделю/на специальных мячах;
♦ динамические паузы/во время занятий по мере утомляемости/комплексы физкультминуток;
♦ занятия по ЗОЖ/один раз в неделю в режимных моментах, как отдельное занятие/технологии Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья»
♦ арт-терапия/во время режимных моментов, как отдельное занятие/технологии Л.Петрушина

 Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников.

Содержание работы:
создание оптимальных условий для совместной деятельности педагогических и медицинских работников в оздоровлении детей;
♦ применение эффективных форм повышения квалификации педагогических работников по оздоровлению и организации физического воспитания дошкольников;
♦ создание программно-методического обеспечения педагогического процесса, соответствующее современным требованиям и возрастной психофизиологической специфике.

 План-график
физкультурно-оздоровительных мероприятий.

     План-график разработан по месяцам на все возрастные группы, который включает следующие мероприятия:
♦ реализация проектов «Спортивная игра», «Уголок спорта»;
♦ организация открытой образовательной деятельности;
♦ спортивные развлечения и спортивные праздники;
♦ лечебный сеанс с использованием витаминов;
♦ «Дни здоровья»
♦ разработка и оформление информационных стендов;
♦ консультации для родителей;
♦ пешие прогулки, босоножье по траве (летнее время).

 Создание развивающей среды.

     Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, стимулировать двигательную активность, приобщает к культуре здоровья.  При организации такой среды были учтены санитарно-гигиенические нормы. Состоит из уголков физического саморазвития, уголков уединения (домики-палатки, различные ширмы). Для совершенствования физических качеств используется нетрадиционное оборудование: различные дорожки, косички, змейки, дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Все физкультурное оборудование доступно для детей.

 Организация взаимодействия с родителями.

     Работа с родителями проводится в три этапа: подготовительный (ознакомительный), просветительский, совместной деятельности с детьми. Необходимо заинтересовать родителей включиться в воспитательно-образовательный процесс по формированию здорового образа жизни; совершенствовать содержание их образования; организовать информативную помощь семье; обогатить совместную деятельность. Использовались различные формы: беседы, анкеты, информационные стенды, совместные мероприятия, родительские собрания, «Дни открытых дверей». Уровень заинтересованности родителей в разных группах повысился на 10-12%, по дошкольному учреждению – 16% (с 62%-78%).

 Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

      Лечебно-оздоровительные мероприятия проводятся педагогами под руководством медицинской сестры. Это: полоскание рта, массаж стоп, режим питания, индивидуальное меню, свето-воздушные ванны, обеспечение здорового ритма жизни. Так же медицинская сестра контролирует физическое развитие дошкольников, систематичность выполнения прививок, прохождения диспансеризации, составляет рациональное меню, оказывает необходимую первую медицинскую помощь. http://michdou26.68edu.ru/dlia_roditelei/bud_zdorov_malish/

 Организация взаимодействия
с социальными партнерами.

   Для успешной физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками был заключен договор с АНО ФК «Темп». Тренеры проводили с детьми кружковую деятельность, спортивные праздники, тематические занятия о спорте высоких достижений. Эта работа способствовала росту заинтересованности дошкольников, желанию заниматься в спортивных секциях. 17 %  дошкольников старшего возраста продолжили заниматься спортом профессионально и достигли успешных результатов.

 Мониторинг здоровья, заболеваемости,
физического развития дошкольников.

      Работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни дали положительный результат. С 2012-2015 гг. уровень заболеваемости снизился на 17%. Изменился индекс здоровья по группам. По дошкольному учреждению в 2012-2013 индекс здоровья составил 6 %; 2013-2014 – 8%; 2014-2015 – 9%. Конечно необходимо отметить и снижение списочного состава дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности – все это дает положительный эффект. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

      В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, в развитии грамотности родителей, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом, благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей.


Фотографии


Презентация опыта работы

➡ Презентация «Опыт работы по созданию  системы здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении»


Публикации в СМИ

➡ Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе управления процессами здоровьесбережения.

 ➡ Консультация для родителей «Азбука здорового образа жизни»

➡ Картотека физкультминуток. (Автор учитель-логопед Кузьмина Т. В.)

➡ Педагогический проект «Да здравствует мыло душистое…»

➡ Отзыв родителей воспитанников о деятельности дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.